11:28:14
+4°C
Сейчас в Твери

Союз спасения: работа на здоровье становится делом всей жизни врачей ОКБ Твери

Опубликовано 25/02/2023 в 11:00, просмотров 13795, источник

От мастерства медиков Областной клинической больницы зависят жизни тысяч пациентов.

Tverigrad.ru продолжает серию публикаций, посвященных Областной клинической больнице Твери, которая в 2022 году отметила свое 85-летие. На этот раз мы расскажем о том, как в ОКБ спасают пораженных инсультом людей, а также о ювелирной работе хирургов и колопроктологов.

Как надо держать удар

Инсульт, или как его называли раньше апоплексия, страшная болезнь, способная как превратить человека « в овощ», так и убить его на месте. Острое нарушение мозгового кровообращения это внезапный удар, который валит человека с ног, отправляя его в нокаут. Страшно и то, что болезнь эта год от года молодеет, сражая не только пожилых людей. «Сидячий» образ жизни, вредные привычки, пренебрежительное отношение к своему здоровью — и вот ты уже на больничной койке: беспомощный, как ребенок.

В областной клинической больнице Твери битву с инсультами ведут ежедневно и яростно. Врачи буквально вытаскивают пациентов с того света, даря им возможность жить дальше. Один из самых важных моментов в этой битве — не тянуть. Время играет решающую роль.

— Все зависит от того, насколько быстро пациент обратится за медицинской помощью. Есть такое понятие, как терапевтическое окно, которое составляет 4,5 часа с момента появления первых симптомов. Это время, когда можно оказать самую эффективную высокотехнологичную помощь пациенту. Чем раньше он обратился за помощью, тем выше шансы на выздоровление. В эти 4,5 часа проводится тромболитическая терапия. Это золотой стандарт лечения ишемического инсульта. Вводится препарат, он растворяет тромб, и, соответственно, очаг инсульта уменьшается, симптомы регрессируют,

— объясняет заведующая неврологическим отделением для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения ОКБ Твери Ксения Хорошавина.

Врач-невролог рассказала о первых симптомах инсульта. Запомните их — это может спасти как вашу жизнь, так и жизни ваших родных. Одним из первых симптомов является перекос лица, ассиметрия при улыбке, когда один угол рта опущен. Далее: внезапно возникшая слабость или онемение в руке или ноге. Характерный симптом — это нарушение речи, или ее несвязность, как говорится — «каша во рту», затруднение при подборе слов, или же когда человек не понимает, что ему говорят. Так что, как только эти симптомы появляются — немедленно обращайтесь к врачу, вызывайте скорую. У вас всего 4,5 часа.

В возглавляемом Ксенией Хорошавиной неврологическом отделении 60 коек. В год здесь пролечивают 1200 — 1500 пациентов. Сейчас отделение входит в состав Регионального сосудистого центра.

Ксения Хорошавина констатирует, что год от года благодаря усилиям медиков летальность пациентов уменьшается. Естественно, речь идет не о времени пандемии коронавируса, которая серьезно «подкосила» положительную динамику уменьшения летальности. Но сейчас показатели возвращаются на уровень доковидных времен. Главный внештатный невролог Минздрава России Николай Шамалов во время регулярных совещаний озвучивал, что показатели ОКБ Твери, Тверской области в целом по уменьшению динамики летальности сраженных инсультом пациентов — весьма неплохие по сравнению с другими регионами ЦФО.

— Наше отделение одно из первых в ЦФО внедрило механическую реканализацию. Это относительно новое лечение и мы сейчас продолжаем ее совершенствовать. С помощью приборов стент-ретривер вводится в сосуд и тромб высасывается или убирается механически,

— рассказывает Ксения Хорошавина.

Сначала все пациенты поступают в нейрореанимацию отделения, где начинается интенсивная терапия и реабилитационные мероприятия. Параллельно идет выяснение причины возникновения инсульта у каждого отдельно взятого пациента. Здесь действует настоящий врачебный Союз спасения — к лечению пациента подключается мультидисциплинарная реабилитационная команда медиков: неврологи, психологи, логопеды, физиотерапевты, врачи ЛФК.

— Затем, если у пациента все хорошо, через сутки он переводится в палату ранней реабилитации. Там активно продолжается реабилитация в более развернутом виде, плюс медикаментозное лечение. В среднем пациент находится у нас около 10-12 дней. Если инсульт тяжелый с осложнениями, то, конечно, дольше,

— уточняет завотделением.

Пациенты выписываются из отделения с индивидуально подобранной вторичной профилактикой. Это делается для того, чтобы не было повторного инсульта. Подбираются все необходимые препараты, детально прописывается анамнез. Кстати, при выписке из ОКБ пациенту бесплатно дают все необходимые препараты на срок от трех до шести месяцев. Не только пациенту, но и его родственникам объясняют, как жить и что делать для недопущения повторного инсульта.

Неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения работает круглосуточно. Сраженных инсультом пациентов спасает команда из 30 человек, из них 15 — врачи. Кроме того, Ксения Хорошавина отмечает: «У нас слаженная преемственная работа с другими отделениями и структурными подразделениями Регионального сосудистого Центра. Это, прежде всего, диагностика КТ, МРТ, рентгенохирургические методы лечения».

За 12 лет работы отделения здесь спасли около 18 тысяч пациентов с инсультом.

Ювелиры в операционной

В операционной хирургического отделения Областной клинической больницы кипит работа. Над пациентом с патологией желудочно-кишечного тракта склонились светила медицины — главный врач ОКБ Твери Сергей Козлов и завотделением, Заслуженный врач России Сергей Холодин. Спокойные, четкие распоряжения, доведенные до автоматизма движения рук, слаженная, командная работа хирургов и операционных медсестер. Пациент спасен — операция прошла успешно.

Сергей Холодин и Сергей Козлов — давние друзья и коллеги. Вместе учились в Калининском государственном медицинском институте. На путь хирургии, этой «белой кости» медицины, их направила замечательный преподаватель, завкафедрой госпитальной хирургии института Лена Николаевна Сидаренко.

В профессии хирурги уже более 35 лет. Первую операцию оба делали по удалению аппендикса. Тогда они еще были студентами. Сколько операций сделали с тех пор — уже не счесть. Тысячи и тысячи. Как относительно простых, так и сложнейших.

— Наше отделение занимается патологией желудочно-кишечного тракта, патологией поджелудочной железы, печени, желчных протоков и эндокринной хирургией. Оперируем все виды грыж, и лопароскопически, когда делается прокол, а не разрез, и открыто, с эндопротезированием. Это очень востребовано. Только по грыжам у нас порядка 160 операций в год. Занимаемся и экстренной онкологией. Кроме того, сделали 154 операции с УЗИ-наведением, это новая технология. По количеству же на первом месте операции по патологии печени и желчного пузыря. Сейчас в операционной мы оснащены всем, чем оснащены федеральные клиники. Ультразвуковые скальпели, гармонический лазер и так далее,

— рассказывает Сергей Холодин.


Заслуженный врач России говорит, что практически все операции в его отделении проводятся лопароскопическим путем, это малоинвазивная хирургия. В итоге пациент уже через два часа после операции встает и может ходить. Процесс лечения и выздоровления значительно ускоряется.

Сергей Холодин уточняет, что практически у всех пациентов коморбидность, то есть — наличие сопутствующих заболеваний.

— Наша ОКБ — многопрофильное учреждение, больница третьего клинического уровня, поэтому здесь отрабатывается любой коморбидный фон, и если возникает сочетанная патология, в дело включается мультидисциплинарная бригада,

— уточняет главврач больницы Сергей Козлов.

В отделении создан дистанционно-консультативный хирургический центр (напомним, аналогичный центр работает и в кардиологическом отделении ОКБ). Любой врач из любой ЦРБ может позвонить и в режиме онлайн получить консультацию хирурга.

— В перспективе это у нас будет в режиме телемедицины при постановке диагноза, тактике дальнейшего лечения, маршрутизации больных,

— уточняет Сергей Холодин.


Еще одна перспектива — создание на базе отделения Регионального центра по лечению больных с патологией поджелудочной железы, печени, желчевыводящих протоков. Таких больных — колоссальное количество. Конечно, таких пациентов в ОКБ лечат и сейчас, но в Центре помимо хирургов больными будут заниматься не только хирурги, но и эндокринологи, гастроэнтерологи, врачи других смежных направлений.

— Еще один раздел работы, который мы с Сергеем Евгеньевичем хотим поднять, это эндокринная хирургия, больные, которые страдают всевозможными опухолями надпочечников. Сейчас большая часть этих пациентов уезжает в федеральные центры. Нам надо создать совместные бригады с эндокринологами, чтобы проводились скрининг-тесты для выявления таких больных. Группа профессионалов будет заниматься лопароскопическими операциями,

— делится планами завотделения.

Хирургическое отделение работает круглосуточно, в год здесь проводят более 1200 операций.

— Отделение сейчас почти полностью обновилось, пришло очень много молодежи. У нас четыре хирурга, все с высшими категориями. А в общей сложности в отделении работают 27 человек. Коллектив у нас дружный, работаем одной командой. На работу ходишь с удовольствием,

— улыбается Сергей Холодин.

«В Москву не отправляем — справляемся сами»

Два года назад на базе Областной клинической больницы открыто отделение колопроктологии. Его возглавляет врач высшей квалификационной категории, главный внештатный колопроктолог Минздрава Тверской области Виктор Лобачев.

— Мы оказываем помощь больным с заболеваниями ободочной, прямой кишки, анального канала. Спектр заболеваний достаточно большой. И это не только геморрой и анальные трещины, свищи прямой кишки, кисты, полипы, ректоцеле (генитальный пролапс) и так далее. Перечень обширен. Колопроктология — это достаточно большой раздел хирургии,

— говорит завотделением.

Виктор Лобачев уточняет, что никого из пациентов не отправляет в Москву, все делается на месте, в ОКБ — современные технологии позволяют это делать.

— Сейчас мы освоили лопароскопические вмешательства, то есть — через проколы, а не разрезы на ободочной кишке при любых новообразованиях, злокачественных или доброкачественных. Есть лопароскопическая стойка, специальный ультразвуковой диссектор. Такие операции существенно облегчают послеоперационный период, снижают время пребывания в стационаре, время реабилитации,

— объясняет врач.

Колопроктолог говорит, что им очень хорошо помогает эндоскопическая служба, которая может удалить в ободочной кишке практически все образования.

— Это внутрипросветные операции, то есть через просвет кишечника. Колоноскоп вводится в прямую кишку, в ободочную кишку, и если там есть какие-то образования, даже крупные, их можно удалить,

— уточняет Виктор Лобачев.

Часто в отделении делаем кожнопластические операции при пилонидальных кистах. Это распространенная болезнь среди молодых мужчин, связанная с врастанием волосяных фолликулов. Здесь колопроктологи ОКБ освоили современные методики, например — мобилизацию кожного лоскута и укрытие им раны. Это тоже значительно снижает пребывание пациента в стационаре и время его реабилитации.

— Есть интересные эндоскопические операции при выпадении прямой кишки. Кроме того, оперируем женщин, у которых послеродовой разрыв промежности. Кстати, эта проблема у женщин частая, однако они, как не парадоксально, обращаются за помощью не сразу, некоторые даже через 15 лет после родов,

— говорит завотделением.

В 2022 году в отделении колопроктологии ОКБ Твери пролечилось 680 пациентов.

Tverigrad.ru продолжит рассказывать о работе медиков других отделений ОКБ Твери.

— Нейрохирурги, урологи, офтальмологи, реаниматологи ОКБ Твери проводят уникальные для Верхневолжья операции.

— Кардиохирурги и травматологи-ортопеды ОКБ Твери спасают тысячи людей.

— Как работают медсестры ОКБ Твери, и в чем секрет высокой репутации больницы.

— Гинекологи и ЛОР-врачи ОКБ Твери проводят сложнейшие операции.

— Гематологи, неврологи, нефрологи и эндокринологи ОКБ помогают жить пациентам с тяжелейшими заболеваниями.

— Как в ОКБ Твери спасают пораженных инфарктом людей.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ