18:06:03
-9°C
Сейчас в Твери

Возрождённая обитель: в Тверской области исполнилось 150 лет Вышневолоцкому Казанскому женскому монастырю

Опубликовал Роман Тверской 05.11.2022 в 10:10, просмотров 3653, источник

Под сенью Божьей Матери…

Сегодня, 5 ноября, отмечают 150 лет с момента основания Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке. Святая обитель находится на восточной окраине города и стоит около святых источников, где в середине XVIII века, по преданию, произошло чудесное явление Казанской иконы Божией Матери.

Подверглась разорению в безбожную эпоху, но выстояла благодаря вере народа – так, вкратце, можно было бы в двух словах рассказать историю монастыря.

Изначально в 1851 году в Вышнем Волочке начали строить каменную Казанскую часовню. Деяние благословил тверской архиепископ Григорий, а работы вели на средства прихожан городского собора и «церковную кошельковую сумму». Через год произошло её торжественно освятили.

Часовня находилась на краю болота, где также располагались старая часовня и колодцы с родниками. В ней были печи, что позволяло проводить богослужения и в холода.

Среди 32 икон, находящихся в часовне, была и икона с крестом и предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом.

Согласно данным на сайте Казанского женского монастыря, основательница монастыря, игуменья Досифея (Салтыкова) вместе с несколькими прибыла в Вышний Волочёк в 1871 году. Основательница обители поселилась на небольшом участке земли, который помог приобрести предводитель вышневолоцкого дворянства, князь Арсений Путятин.

Вскоре вокруг Досифеи собралась небольшая монашеская община, которую в 1872 году Синод утвердил как общежительный монастырь. К началу ХХ века он стал одним из крупнейших в России и насчитывал более 1000 монахинь.

А что же икона? «Монастырский вестник» даёт такую информацию. Чудотворная Казанская икона на протяжении нескольких веков была великой святыней Вышневолоцкой земли. Образ находился в обители вплоть до разорения в советское время, привлекая множество паломников и богомольцев со всей Руси.

Предводитель вышневолоцкого дворянства, князь Арсений Путятин сыграл значимую роль в укреплении статуса Казанского женского монастыря в Волочке. На его средства выстроили каменный дом около часовни для будущей общины монахинь.

На средства местной купчихи Александры Пономарёвой Казанская часовня была обращена в церковь и освящена Тверским архиепископом Саввою в 1880 году.

И тут вспыхнуло противостояние – городское духовенство с частью влиятельных прихожан выступили против учреждения общины. Опасения вызывало то, что монахини будут претендовать на право владеть Казанской иконой Божией Матери. Так и произошло. Князь Путятин, пользуясь буквой закона, потребовал перенести в новую домовую церковь общины чудотворную икону.

Скандал разгорелся нешуточный и жалобу направили на имя Тверского губернатора и архиепископа Филофея. Её подписали настоятель городского собора протоиерей Александр Яшин и 400 прихожан. Арсений Путятин, в свою очередь, отстаивал интересы новой общины – он заручился поддержкой крестьян и помещиков Вышневолоцкого уезда в пользу перенесения иконы. Сначала Сенат отказал князю, но потом икону вернули.

К зданию часовни решено было пристроить алтарь. Автор проекта переустройства – московский архитектор Наркиз Зборжевский. И это было не просто прихотью – священники решили, что чудотворной иконе Казанской Божией Матери благоприличнее находиться в церкви, нежели в часовне. И началась перестройка здания.

Затем появилась идея построить обширный каменный собор храма. Основательница общины игуменья Досифея свидетельствует в своих воспоминаниях:

«Поехала я в конце 1875 года в Москву к благодетелям просить милости у них на великие нужды; и заехала ко владыке Филофею в Тверь на благословение – и на две недели взять паспорт. Владыка спросил меня: «Зачем ты в Москву едешь?» Я говорю: «К благодетелям, по великой своей нужде». А владыка в ответ: «Вы подавали мне план на каменную церковь?» «Нет, – говорю, – не смела и думать». А он все повторял: «Мне помнится, что подавали». И тогда я упала в ноги к нему: «Благословите, святой владыка! Я верую, что за ваши святительские молитвы Царица Небесная укажет благодетелей».

В Москве монахиня Досифея остановилась в доме купца Григория Германова, ходила по благотворителям и собирала средства на устройство обители.

«Что же это за монастырь, если каменной церкви нет, – возмутилась одна из купчих, – вот вам десять тысяч, начинайте каменную церковь». Эти первые деньги и легли в основу строительства будущего величественного собора – одного из символов Верхневолжья.

Князь Арсений Путятин заказал проект известному московскому архитектору Александру Каминскому, потом проект представили на утверждение тверскому архиерею.

Из архива владыки Савы (Тихомирова) известно, что строил по проекту московского архитектора должен был тверской зодчий Пётр Фёдоров.

Исследователь Денис Ивлев уточняет, что Пётр Фёдоров родился в Вышнем Волочке.

– Биография его весьма запутанная: принадлежал к знатному польскому роду Корицких, родился в семье выдающегося русского изобретателя, механика, гидротехника, автора реконструкции и директора Вышневолоцкой водной системы Осипа Корицкого. Есть предположение, что Пётр Фёдорович Федоров был незаконнорождённым сыном, а фамилию и отчество получил по своему крестному отцу, – пишет Денис Ивлев.

Пётр Фёдоров как архитектор участвует в завершающем этапе строительства Тверской мужской гимназии, затем избирается гласным Тверской городской Думы. В первом ее составе заведует городским хозяйством, а 26 мая 1873 года становится городским архитектором. Через 20 лет Фёдорова назначат епархиальным архитектором.

Наиболее значимые его постройки в Твери – Аваевская больница, Реальное училище (ныне здание Тверского государственного объединённого музея), перестройка гостиного двора под здание общественного собрания и городской управы (сейчас Тверской театр драмы).

Казанский собор строили на краю болота, где начиналась река Тверца и проходил в древности волок. Понадобилось вбивать сваи. На месте работали полторы сотни человек. Отведённые деньги заканчивались, и подрядчик предложил остановить процесс.

Матушка Досифея вспоминает: «Видя такое стесненное положение, горько плакала. Какие ямы нарыты! Если оставить их, то водой зальёт и снегом зимой занесёт».

На помощь пришла купчиха Попова. Она прибыла на поднятие креста Успенского храма в Спирово. Видя, как Досифея расстроена, дала ей 5 тысяч. В дальнейшем помогли также куцы Григорий Германов и Ефрем Сивохин.

По записям в «Книге неокладных монастырских сумм», касающихся пожертвований купца Сивохина, можно проследить историю постройки Казанского собора обители: «1880–1881 гг. на кирпич ушло 13 тысяч, на цемент – 2. На железо для крыши собора – 1360… В 1882 г. Сивохиным уплачено: за 19 вызолоченных крестов на собор 12 тысяч, за иконостас с иконами – 17, за колокол в 365 пудов – 7 тысяч, церковной утвари и облачений священнических и диаконских от г. Сивохина пожертвовано на 4 тысячи, на решетку чугунную перед иконостасами – 600».

В 1880 году закончили внешнюю отделку храма. В честь этого даже сделали литографию, изображающую собор с западной стороны. Она называлась «Вид новостроящегося каменного храма Казанской Божией Матери с нижнею церковью во имя Святого славного пророка Илии». Это первое известное изображение Казанского женского монастыря и одно из немногих изображений Вышнего Волочка XIX века.

Через 5 лет новую церковь посетил посетил Великий князь Владимир Александрович, под сводами храма он поклонился чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы и отстоял службу.

До середины 1930-х годов в Вышнем Волочке и его пригородах насчитывалось почти 30 храмов и часовен.

Из сохранившихся документов Казанского городского собора за 1920-1930-е годы становится ясна судьба Казанской загородной церкви.

В 1927-м священникам выдали такую справку: «Казанская церковь, расположенная за оградой бывшего женского Казанского монастыря, передана группе верующих городских соборов Казанского и Богоявленского в 1924 г. Соборы являются приходскими церквями, прихожан свыше трёх тысяч человек. Монастырские церкви переоборудованы под театр и клуб для 144-го стрелкового полка».

В 1926 году после смены смены настоятеля местная власть по указанию сверху начинает изымать храмы и часовни из пользования общины Казанского собора. Первым изымают здание Казанской загородной церкви. Все происходило по закону, верующие могли обжаловать действия властей, но не стали. Дело передали в президиум Губисполкома, а затем во ВЦИК.

По свидетельствам современников, окончательно храм-ротонда был утрачен в 1963 году. Военные убрали часовню над святыми источниками, разрушили и Казанскую церковь. От комплекса сохранилось лишь здание сторожки, которое использовали под хозяйственные нужды.

На сайте обители пишут, что в советские годы монастырское кладбище превратили в плац, уничтожили святые источники, вырубили сад.

Возрождение монашеской жизни началось в 1991 году.

В обители покоятся две святые старицы, нёсшие в годы гонений тяжёлый подвиг юродства – блаженная Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская. Поклониться великим подвижницам приезжают паломники со всех концов страны.

В 2020 году начали реставрировать Казанский собор. В Андрониковом соборе и нескольких корпусах провели срочные противоаварийные работы. Идёт прокладка инженерных коммуникаций. 

Сейчас настоятельница монастыря – игумения София (Сухова) (на фото. – Ред.).

Со 150-летним юбилеем обитель поздравил и губернатор Тверской области Игорь Руденя. Он пожелал настоятельнице и монахиням многая лета, а Казанскому монастырю в Вышнем Волочке – процветания.

– Обитель, основанная рядом с местом явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, стала великой святыней древней вышневолоцкой земли. Вот уже более 30 лет возрождение Казанского женского монастыря объединяет насельниц, реставраторов, благотворителей, неравнодушных граждан. Благодаря их неустанным трудам одна из крупнейших женских обителей России восстанавливается как духовный центр и архитектурная жемчужина вышневолоцкого края, – отметил губернатор Тверской области Игорь Руденя.

Сохранилась и более подробная информация о чудотворной Казанской иконе Божией Матери, речь о которой идёт в начале статьи. Благочестивые жители Вышнего Волочка в конце XVI века приобрели список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Несколько храмов, где она хранилась, уничтожило огнём. В одном из происшествий реликвия потерялась.

Неожиданно икона нашлась в совершенно безлюдном месте, в 2 верстах от погоста на пне около 3-х источников.

В честь вновь обретённой иконы был построен собор, но икона вновь пропала. И когда её нашли на том же пне, то уже в этом месте решено было строить деревянную часовню, где будет сторож. Затем деревянное строение сменило каменное.

В холерные 1831 и 1848 годы икону Крестным ходом несколько раз обносили вокруг Вышнего Волочка, что спасло жителей от бедствия.

Ежегодно в сентябре икону приносили город, где перед ней могли помолиться все нуждающиеся.

Сейчас чудотворная икона находится в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке. Празднования в честь Казанской иконы Божией Матери проходят 21 июля и 4 ноября.

В тексте использованы материалы вышневолоцкого краеведа и историка Дениса Ивлева, а также данные с сайта Казанского женского монастыря. Отметим, что на электронном ресурсе обители указано, как можно помочь монахиням.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ