13:20:27
+8°C
Сейчас в Твери

Элита из деревни, или Как рысаки из глубинки Тверской области поразили потомка графа Орлова

Опубликовано 01/11/2022 в 09:30, просмотров 15184, источник

Корреспондент Tverigrad.ru побывал на конном дворе и узнал, как там удалось вырастить самую красивую лошадь в России.

На первый взгляд деревня Василёво недалеко от Калязина в Тверской области мало чем примечательна. Около сотни домов, по-сельски неторопливые местные, осення хандра подчеркивает спокойствие тихой деревенской жизни. В советские времена Василёво славилось своим колхозом-миллионером. В 90-е годы прошлого века, после развала СССР, деревня «прославилась» ушлым приезжим пройдохой, который завел необходимые связи, лихо развалил хозяйство и продал все что плохо и хорошо лежало.

— Уж его бандиты и били, и поджигали, а все нипочем! Все развалил и уехал в Вологодскую область. Теперь наверное там «славится», — грустят, а затем смеются местные.

От советских времен тут осталась улица Советская. На ее окраине в тупичке перед заросшим борщевиком полем расположено то, чем василёвцы гордятся. И гордятся по праву. Здесь находится конный двор «Роксана», основанный супругами Еленой Абрамовой и Вячеславом Стасюком (видео с конного двора см. ниже). Именно Елена и Вячеслав вырастили орловского рысака Розалию, признанную самой красивой лошадью Северо-Запада России.

«И девушка красивая, и лошадь ничего»

Елена и Вячеслав вместе уже 27 лет. Семья у супругов просто огромная. Помимо двух сыновей, невестки и внучки, у них по всей России еще около сотни детей! Именно так — детьми — они называют своих лошадей, орловских рысаков.

Познакомились они тоже отчасти благодаря лошади. Вячеслав, прошедший две горячие точки офицер десантно-штурмового батальона ВДВ, был уволен в запас по ранению и приехал в деревню на свадьбу друга. Там то он и увидел Елену. Прекрасная девушка скакала на коне по сельской улочке.

— Я подумал — какая красивая девушка, ну и лошадь ничего, — смеется Вячеслав.

Елена — сельский ветврач, приехала сюда из подмосковного города Королёв.

— В деревне лошадей не лечили, лечение было одно — мясокомбинат. Так как мне их было жалко, я решила, что стану ветеринаром, — объясняет Елена.

Лошадей Елена любит с детства. Рассказывает, что когда их садик закрыли на карантин, родители отправили ее в деревню к бабушке с дедушкой. Там то она впервые и увидела лошадь.

— Дедушка возил на лошади хлеб в магазин, покупал мне там шоколадку, а потом катал на лошадке. Так и выработался условный рефлекс — сладость от шоколада и радость от лошади. Этот рефлекс вырос в большую любовь. С тех пор я не могу себе представить жизнь без лошадей,

— Елена улыбается и показывает рукой на окружающую нас обстановку.

А обстановка у них в квартире действительно исконно конная. Бесчисленные фотографии лошадей на стенах, уздечки, сбруя, ковбойские шляпы, кубки, вымпелы, грамоты и другие награды, полученные на выставках, смотрах и соревнованиях. Да что там — даже на занавесках лошади! Из этого окружения выбивается лишь белый кролик, который Елена с Вячеславом купили 3-летней внучке Стефании.

Но главные сокровища влюбленных друг в друга и в лошадей супругов не в доме, а через дорогу от него, в основанном ими конном дворе «Роксана».

«Роксана» начиналась с Сюрприза

После того, как Елена и Вячеслав поженились, супруги приняли судьбоносное решение, определившее всю их дальнейшую жизнь.

— Я ей сказал — нужна тебе конюшня, любишь ты лошадей, так давай я тебе куплю лошадь и построю конюшню! — ради жены Вячеслав, кажется, и правда готов перевернуть весь мир.

— Лошади — это болезнь, болезнь, которая не лечится. Она не передается по наследству, но заразная, — шутит в ответ Елена.

Так у них появился Сюрприз, полукровный жеребенок. К Елене, как к ветеринару, его привезли в возрасте одних суток — малыша не приняла кобыла и он был обречен на гибель. Елене пришлось выкармливать жеребенка из соски. Затем супруги выкупили Сюрприза у колхоза за 360 рублей.

— Это наш первый ребенок. Сейчас ему 25 лет, — уточняет Елена.

— Она его спасла, выходила, так он действительно стал к ней относится, и относится до сих пор, как к мамке. Раньше куда она — туда и он, как собачка за ней по деревне бегал, — заливается смехом Вячеслав.

Затем купили орловского рысака — кобылу Роксану. Ее именем и назвали свой конный двор. От Роксаны пошли все племенные лошади, на конном дворе уже есть ее внуки и даже правнуки.

Сейчас на конном дворе около 30 лошадей, практически все из них племенные орловские рысаки, за исключением полукровного Сюрприза и четырех пони.

— Когда мы решили, что можем содержать не одну лошадь, а несколько, выбрали именно орловских рысаков. В те годы орловцев в России осталось очень мало, порода была на грани вымирания, по всей стране оставалось всего 700 маток. Сейчас количество орловских маток приближается к двум тысячам,

— объясняет Елена.

Не все 30 лошадей принадлежат Елене и Вячеславу. Часть из них здесь на постое, реабилитации или доращивании. Во многом именно благодаря деньгам, полученным за постой, этот конный двор и выживает. Большое заблуждение считать, что владельцы частных конных дворов люди богатые. Это далеко не так. Уточним, что речь не об ипподромах или конных заводах, там действительно умеют зарабатывать на лошадях. Частники же подчас едва-едва сводят концы с концами. Основные затраты — это корм. Только на сено у частников уходят тысячи рублей в день. Для деревни это огромные траты.

— Есть пословица: «Хочешь разорить друга — подари ему лошадь», — смеется Вячеслав. — На этом миллионером не станешь. На хлеб с маслом можно заработать, но заработать на излишки — вряд ли. Если бы мы не делали все сами, думаю, что не вытянули бы все это все дело. Мы все и всегда делаем сами, даже конюха никогда не нанимали. Пока держимся. У нас ведь как в ВДВ: «Никто, кроме нас!».

Часть лошадей удается продать, предложения купить породистого орловского рысака появляются регулярно. Это тоже помогает держать конный двор на плаву. Но Елена с Вячеславом искренне смеются и говорят, что они не бизнесмены, не умеют как другие зарабатывать на продаже лошадей большие деньги.

К примеру, шесть лет назад они продали жеребенка за 57 тысяч рублей. Через два года новый хозяин продал его в Челябинске уже за 400 тысяч рублей. Из Челябинска жеребенок «ушел» в Екатеринбург за 800 тысяч рублей. А сейчас он уехал в Крым за миллион рублей.

— Мы так не умеем, — признаются супруги.

Метаморфозы Розалии

Елена выводит под уздцы из конюшни настоящую красавицу — двухлетнего орловского рысака Розалию. Сильная, статная, идеальная. Кстати, когда Розалия родилась, была черной, сейчас она темно-серая, а годам к 10 станет белой. Такие вот лошадиные метаморфозы.

Мать Розалии Ракита была признана лучшей лошадью России в 2018 году. Отец — это жеребец Забавный из Екатеринбурга. Роды принимала Елена. Кстати, за все существование конного двора, Елена около ста раз приняла роды у лошадей.

— Каждый жеребенок рождается на руки. Родился — я его приняла, обтерла, показала ему где найти вымя, как нужно есть, только потом могу уйти домой отдыхать. Каждый жеребенок это действительно наш ребенок, это наши дети, — с любовью говорит о своих ребятах и девчатах-жеребятах Елена.

В августе 2020 года Розалия стала абсолютным чемпионом Фестиваля Орловского рысака Северо-Западного региона, который проходил на Калгановском конном заводе в Ленинградской области. В фестивале приняли участие 80 рысаков из разных городов России. Розалия была признана самой лучшей, самой красивой.

На том фестивале присутствовал потомок самого графа Алексея Орлова-Чесменского, который во второй половине XVIII — начале XIX веков и вывел знаменитую породу Орловских рысаков. Так вот, прямой потомок графа Михаил Орлов был поражен когда узнал, что красавицу Розалию вырастили не на каком-то крупном конезаводе, а в деревенской глуши.

— Познакомились на выставке с потомком графа Орлова. Он был очень приятно удивлен, даже поражен, что таких прекрасных, красивых лошадей мы выращиваем в обычной простой деревне, а не на ипподроме или большом конном заводе. Поблагодарил за то, что как бы ни было тяжело, мы не бросаем заниматься любимым делом,

— рассказывает Вячеслав.


14 октября 2022 года на выставке «Конная Россия» прошел чемпионат РФ для лошадей орловской породы. Розалия стала чемпионкой в своем возрастном сегменте среди двухлетних орловских рысаков.

Кстати напомним, что после победы на Фестивале, Розалия и еще две кобылы породы орловских рысаков были украдены неизвестными. После огласки происшествия на Tverigrad.ru, Розалия и еще две пропавших лошади нашлись. Скорее всего, похитители испугались ответственности и решили избежать неприятностей, отпустив лошадей.

Впереди у орловских рысаков из Василёво еще много фестивалей, выставок, и, будем надеяться, побед.

— Лошади это совсем не бизнес, это душа. Просто она широкая, поэтому лошадей у нас много, — на прощание улыбаются Елена и Вячеслав, выводя на поле целый табун красавцев — орловских рысаков.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ